Что такое аранжировка и для чего она нужна

Что такое аранжировка и для чего она нужна

Аранжировка - запись партии гитары

Пытаясь узнать, что же собой представляет аранжировка, вы столкнётесь со множеством далеко не всегда схожих определений. Иногда даже аранжировку отождествляют с оркестровкой или инструментовкой. При этом обычно, когда говорят об аранжировке, упоминают, что термин происходит от французского слова arranger«приводить в порядок, устраивать». Но у этого слова есть и другие значения, например – «образовывать», «компоновать», «наладить». Объяснить это просто – аранжировка понятие многоплановое.

Традиционная практика аранжировки заключается в переложении клавирного наброска (по сути мелодии) в нотный текст специального типа – партитуру (нотная запись многоголосного музыкального произведения, предназначенного для исполнения ансамблем, хором или оркестром, в которой все партии (голоса) даны одна под другой в определённом порядке). Именно это и следует считать оркестровкой или инструментовкой.

Есть и другая практика аранжировки, которая заключается в переложении существующей композиции для другого состава инструментов. Очень яркими примерами таких аранжировок являются, например аранжировки известных хитов Полем Мориа или Джеймсом Ластом. Кстати, обратите внимание на аранжировки песен – они очень узнаваемы, но спеть под них вряд ли получится!

В современном понимании аранжировать – это значит дать свою интерпретацию произведения. Современный аранжировщик имеет право изменять форму, гармонию, ритмику и стиль музыки, что неприемлемо в вопросах классической инструментовки. При этом аранжировщики иногда в своём стремлении к изменениям заходят настолько далеко, что остаётся только удивляться…

Аранжировка - мультитрек

Если говорить о современной аранжировке, то необходимо отметить ещё одно её отличие от традиционной – результатом современной аранжировки часто является не только партитура, но и готовый мультитрек (набор звуковых файлов, каждый из которых представляет из себя дорожку одного из инструментов, присутствующих в аранжировке).

Должен ли аранжировщик быть композитором? Это очень неоднозначный вопрос, и, возможно, он спровоцирован наличием множества современных инструментов для аранжировки и громадным числом курсов, обещающих сделать из вас «крутого» аранжировщика. Однако, если начать рассматривать что же делают композитор и аранжировщик, то отличий практически нет! Не зря же многие композиторы сами занимаются аранжировкой своих произведений. Но отличие все же есть – работа аранжировщика начинается с готовой музыкальной идеи, а композитор должен её ещё и сочинить!

С самого начала в музыкальном произведении присутствуют только мелодия (для песни ещё и собственно вокал) и упрощённая гармония (обычно аккомпанемент на фортепиано или гитаре), а в процессе аранжировки эта музыкальная идея должна обрести завершённую форму. И здесь важно понимать, что от качества последующей аранжировки зависит практически все звучание произведения. Для этого совершенно недостаточно сочинить партии для разных инструментов! Необходимо правильно подобрать эти инструменты, а для этого необходимы знания специфики музыкальных инструментов – их технических возможностей, исполнительских приёмов. Правильно расположить партии по тесситуре, подобрать необходимое сочетание тембров и правильную насыщенность звучания всей композиции.

Аранжировщик должен тщательно поработать музыкальную фактуру будущего произведения посредством различных приёмов техники композиции. Необходимо проработать мелодию (мелодический голос), аккомпанемент (гармонические голоса) и бас. Определиться с ритмикой и, в конечном итоге, со стилем композиции. При этом необходимо учитывать и конечную аудиторию, на которую рассчитана композиция.

Что касается стилей, то в современной музыке их столько, что их и перечислить сложно, не то, чтобы систематизировать. Но есть базовые стили и жанры музыки, которых существенно меньше (большая часть современных стилей по сути являются разновидностями базовых, так, например, рок имеет около 180 направлений). Хотя если разобраться, то большая часть современных стилей появилась не из-за стилистических отличий соответствующих направлений, а из-за желания авторов и исполнителей как-то обособиться в общем потоке. Тем не менее базовые стили отличаются друг от друга весьма существенно. Поэтому, когда кто-то утверждает, что может делать аранжировки в любом стиле, это минимум преувеличение, если не обман. Я обычно работаю в стилях рок, поп, шансон и близких к ним.

Также необходимо учитывать, что аранжировка инструментального произведения и песни имеют существенное отличие. Обычно аранжировщик, приступая к работе имеет мелодию и упрощённую гармонию в виде аккомпанемента на фортепиано или гитаре. Для инструментального произведения именно эту основу и необходимо развить в готовую композицию. Для песни же решающее значение имеет вокал – не зря же используют такой термин как «музыкальное сопровождение»! В готовой композиции инструментальные партии должны раскрывать и поддерживать вокал, а не играть самостоятельную роль.

И в этом есть противоречие: записать полноценную вокальную партию под простой аккомпанемент практически невозможно, но и сделать полноценную аранжировку без записанной итоговой партии вокала также невозможно. Поэтому я предлагаю своим заказчикам следующую схему:

  • Получив от заказчика нестудийную запись его вокала и аккомпанемента, я обсуждаю с ним все требования и пожелания относительно будущей аранжировки.
  • Разрабатываю предварительную аранжировку в нужном стиле, темпе и ритме. В данной аранжировке обычно присутствует минимум инструментов: мелодия (мелодический голос), аккомпанемент (гармонические голоса), бас и ритмическая секция.
  • Получив эту аранжировку, заказчик изучает её и пробует под неё петь и присылает нестудийную запись своего вокала.
  • Обсудив с заказчиком его замечания и пожелания, я дорабатываю аранжировку и отсылаю её заказчику.
  • Под эту аранжировку заказчик делает окончательную студийную запись своего вокала.

Эта схема позволяет обойтись только одной студийной записью вокала, поскольку хотя запись вокала, сделанная заказчиком самостоятельно, и не обладает необходимым качеством для записи конечной композиции, она обеспечивает все необходимые данные для создания аранжировки.

После получения студийной записи вокала и её тюнинга в аранжировку могут быть добавлены незначительные изменения для лучшего согласования вокала и аранжировки, но они уже не будут иметь принципиальный характер.

Наверх