Поделиться:

Состав работ и особенности услуг студии

Студия Миши Комарова

Раньше или позже, но к каждому поющему человеку приходит желание поделиться своим творчеством с окружающими. Исторически первым способом это сделать были публичные выступления, но с изобретением звукозаписи появились способы, не связанные с непосредственным выступлением перед публикой. Появились звукозаписывающие компании, радио и телевидение. И все было бы прекрасно, если бы не одно но! Если вы не являетесь известным исполнителем, то ваше обращение к любой компании из этой сферы с предложением организовать вам концерт, издать альбом или поставить ваше выступление в сетку вещания, скорее всего вряд ли найдёт горячий отклик.

Отрадным является то, что по мере развития интернета появились и более демократические способы познакомить окружающих с вашим творчеством – различные музыкальные сервисы. И вот, когда вы оказались в шаге от реализации вашей мечты, выясняется, что всем сервисам требуется запись студийного качества в определённом формате!

Естественно, вы ищете в интернете студию звукозаписи и на этот запрос вам выдают миллионы результатов! Как же выбрать нужную вам студию? И здесь важно понимать: чтобы сделать взвешенный выбор, необходимо знать, что именно могут предложить вам студии и как они работают.

Основной задачей любой профессиональной студии звукозаписи, вполне естественно, является создание записей студийного качества. И, поскольку этот вид деятельности возник практически с изобретением звукозаписывающего оборудования, он имеет как устоявшийся перечень выполняемых работ, так и последовательность этапов их выполнения.

Однако в последнее время все большее число студий наряду с собственно звукозаписью берут на себя выполнение и таких творческих работ как написание текстов и музыки песен, создание аранжировок, которые ранее считались прерогативой либо отдельных профессионалов, либо продюсерских центров или агентств. Более того, многие студии звукозаписи стали оказывать и услуги по продвижению музыкальных проектов, а поскольку большинство продюсерских центров или агентств, как правило, имеют свои студии звукозаписи, то грани между ними понемногу стираются.

Виды работ студии

Большинство студий звукозаписи предоставляют услуги записи вокала и инструментальных партий, сведения треков и мастеринга. Это можно сказать классика. Большинство современных студий звукозаписи также предоставляют услугу аранжировки, правда многие при этом прибегают к услугам сторонних композиторов-аранжировщиков, поскольку содержать таких специалистов в штате не всегда оправданно.

На представленной схеме показаны основные виды работ и этапы их выполнения, характерные для моей студии. Также необходимо иметь ввиду, что Студия Миши Комарова является онлайн-студией, что обуславливает как преимущества, так и некоторые особенности работы.

Зелёным цветом выделены творческие виды работ, результат которых определяется не только (а иногда и не столько!) техническим оснащением студии, а способностями исполнителя. Именно эти виды работ определяют насколько точно будет отражать все ваши замыслы конечный результат.

Эти же виды работ выступают в роли базовых услуг. Почему базовых? Потому, что в той или иной комбинации они являются основой комплексных услуг («Запись авторской песни», «Написание и запись песни», «Аранжировка авторской песни» и «Аранжировка известной песни»). Такое деление имеет и другой смысл.

Базовые услуги обычно востребованы опытными исполнителями и профессионалами, которые хорошо знакомы со всеми видами работ, но в силу разных причин (например, отсутствие определённого оборудования и инструментов, дефицит времени и т.п.) прибегают к услугам сторонних специалистов.

Исполнители же, сосредоточенные на творческой составляющей, предпочитают комплексные услуги, содержащие завершённые циклы работ.

Оранжевым обозначен вид работ, который отражает специфику онлайн-студии. Для заказчиков из Москвы и московского региона я оказываю эту услугу с помощью партнёрской студии в Москве. Если этот вариант вам не подходит, вы можете сделать запись в любой удобной вам студии поскольку эта услуга является базовой для всех студий звукозаписи. Её оплата, как правило, осуществляется на почасовой основе: вы просто арендуете студию на определённое время. Таким же способом вы можете (если это необходимо) записать трек со своим исполнением инструментальной партии или бэк-вокалом.

Отмеченные на схеме синим цветом виды работ являются исключительно творческими и входят только в одну комплексную услугу «Написание и запись песни».

Поскольку я оказываю услуги творческим людям, помогая им в реализации их творческих замыслов, очень важным является аспект собственно организации оказания услуг.

С одной стороны, творческий характер услуг исключает какую-либо «стандартизацию» услуг (за исключением разве что отдельных технических деталей). С другой стороны, отсутствие формальной схемы оказания услуг существенно влияет как на сроки, так и на стоимость оказания услуг. При наличии таких противоречий к взаимодействию с заказчиками необходимо подходить очень взвешенно.

Я считаю, что, прежде чем перейти к выполнению работ очень важно достичь максимального взаимопонимания с заказчиком относительно целей и задач этих работ. Ведь от того, насколько точно будут сформулированы ваши требования и пожелания, зависит и конечный результат нашего сотрудничества! Мне важно знать ваши цели создания музыкального произведения, что вы хотите донести слушателям, ваш эмоциональный настрой, ваши предпочтения.

Вполне естественно, что оценить работу можно только ознакомившись с её результатом. Но специфика работ студии заключается в том, что зачастую для того, чтобы учесть дополнительные замечания и пожелания, необходимо работу выполнить практически заново, а это влияет на сроки и стоимость. Поэтому чем больше деталей я узнаю, тем проще мне будет воплотить ваши творческие замыслы без многочисленных переделок.

Но как бы мы тщательно не обсуждали ожидаемый результат, его формальная оценка из-за творческого характера исходных материалов и самих работ не возможна – это скорее область вкусов и предпочтений. Ещё А.С. Пушкин утверждал, что «проверить алгеброй гармонию» невозможно. Поэтому я всегда создаю предварительный вариант и предоставляю его заказчику, чтобы он с ним ознакомился и, если так можно выразиться, «примерил на себя».

Затем мы его обсуждаем и, если это необходимо, я вношу изменения в этот вариант. При этом необходимо учесть, что создание второго варианта входит в общую стоимость услуги. Но также необходимо учитывать, что все последующие доработки приводят к увеличению сроков и стоимости.

Я также придерживаюсь мнения, что «о вкусах не спорят». Я всегда готов дать вам профессиональный совет, но учитывать ли его – это исключительно ваше дело. Но, тем не менее, я всегда предлагаю заказчику создать предварительный вариант с учётом моего профессионального опыта, а уже затем выносить своё окончательное суждение. И прошу сохранить этот вариант, поскольку по прошествии времени (иногда нескольких месяцев), заказчик приходит к выводу, что этот вариант всё-таки более соответствует его творческим замыслам.

У работ, выполняемых студией, есть некоторые нюансы, на которые часто не обращают внимание, а они между тем имеют важное значение.

Аранжировка - выбор инструментов

Большинство заказчиков имеет представление об аранжировке, но мало кто задумывается о том, что в техническом плане представляет собой современная аранжировка, а это мультитрек (совокупность инструментальных треков). Причём этих треков десятки и более! А теперь представьте как вы будете использовать этот мультитрек при записи вокала или концертных выступлениях? И дело даже не в его объёме, а в том, на чем вы его будете воспроизводить.

Для решения этой проблемы используют сведение треков. При этом получается один трек, который часто называют «минусом» или «минусовкой». Казалось бы, проблема решена – получай минусовку и радуйся жизни! Но не все так просто! Сведя мультитрек в минусовку, мы практически утрачиваем возможность внесения изменений в аранжировку. А сведение трека вокала с минусовкой для получения конечной композиции крайне непрофессионально. Как же быть? Ответ весьма прост – необходимо иметь и мультитрек, и минусовку.

Такая отработанная процедура, как запись вокала, также имеет нюансы. Я рекомендую при записи вокала, если это возможно, делать несколько дублей. Но почему-то заказчики часто это трактуют как необходимость выбора «наилучшего» дубля для передачи его для последующей обработки. Это совершенно не правильная практика! Для обработки необходимо передать все дубли. И «хорошие» и «плохие» дубли не могут быть хорошими или плохими в одних и тех же местах! Наличие нескольких дублей может существенно помочь в обработке вокала.

Идеально чисто могут петь разве, что профессионалы, имеющие постоянную концертную и репетиционную практику. Остальные исполнители в той или иной мере допускают погрешности и ошибки. Это могут быть неточные ноты, нечёткая дикция, ритмические отклонения и т.п. Именно эти ошибки и исправляются в процессе тюнинга вокала. Однако обработка вокала не исчерпывается тюнингом. Это и редактирование дублей вокала, и работа с дабл-треками и треками бэк-вокала.

Тюнинг вокала подразумевает работу с вокальным треком в специальных программах для коррекции голоса по высоте тона, ритму, исправления дикции, дыхания, и пр. Существующие инструменты при наличии опыта и соответствующих умений позволяют убрать многие погрешности, но не стоит думать, что они споют за вас. Более того, необходимо учитывать, что чрезмерная обработка голоса придаёт ему неестественное, роботизированное звучание. Вот почему нужны дубли записи вокала – они позволяют исключить многие ошибки без дополнительной обработки.

Кстати, как показывает практика, чем чаще вы будете записывать свои песни и слушать свой голос с исправленными ошибками, тем реже вы их будете делать.

Мы уже упоминали о сведении треков на этапе подготовки к записи вокала, но следует отметить, что это скорее специфика работы онлайн-студии, чем общепринятая практика. Такое сведение треков можно назвать «техническим». На самом деле сведение треков осуществляется на завершающем этапе работ с композицией.

Сведение треков часто путают с микшированием, но это далеко не так! С технической точки зрения это микширование, но, если так можно выразиться, интеллектуальное и творческое микширование. Не зря же существует такое выражение как «музыкальное сопровождение». Песня как целостное музыкальное произведение – это не простая сумма вокала и музыки! Если вокал будет конкурировать с инструментальными партиями, если вокал будет подавлять инструментальное сопровождение или отдельные инструменты будут накладываться на вокал, гармонии не получится, даже если и то, и другое великолепно! В таком музыкальном произведении как песня, основной эмоционально-смысловой посыл выражается в вокале, а инструментальное сопровождение призвано поддержать и развить основную идею произведения.

Поэтому сведение нельзя рассматривать как чисто технический процесс микширования треков. Осуществляя сведение, звукорежиссёр должен добиться целостности в восприятии произведения.

Как я уже отмечал, сведение треков песни осуществляется при наличии готового, обработанного трека вокала с целью получения итоговой композиции для последующего распространения. Важно понимать, что на этом этапе может быть получена и минусовка для выступлений исполнителя. Для этого достаточно не включать в соответствующую запись трек вокала. При этом полученная минусовка будет максимально учитывать вокальные особенности исполнителя. В этой связи при заказе услуги «Аранжировка известной песни» крайне желательно предоставить запись вашего вокала с исполнением этой песни.

Также необходимо учитывать, что на этапе сведения может понадобиться внесение изменений в саму аранжировку. Ведь только при сведении реального вокала и инструментальных треков можно оценить общую картину.

Многие новички часто путают процесс сведения с мастерингом, поскольку некоторые виды обработки используются в обоих этих процессах. Но принципиальная разница заключается в том, что сведение – это обработка множества треков с целью получить результирующий трек, а мастеринг – это обработка этого результирующего трека.

Таким образом можно сказать, что мастеринг – это заключительный этап технической доводки композиции. С одной стороны – это подгонка звучания под общепринятые мировые стандарты, которые касаются определённого стиля музыки. А с другой – это обеспечение хорошего звучания на любой акустической системе, наушниках, радиоприёмнике, телевизоре. В этот процесс вовлечены работа с громкостью и украшение композиции. По сути, мастеринг – это получение из трека с хорошим звучанием мастер-трека с профессиональным звучанием.

Мастеринг применяется только к конечным результатам работы и виды используемой обработки определяются целями конечного использования обрабатываемого трека.

После этого краткого знакомства с видами работ, выполняемых студией, мне не хотелось бы, чтобы у вас сложилось впечатление, что это самостоятельные виды работ, которые можно свободно комбинировать. Ведь это далеко не так.

Наиболее «древней» является аранжировка – она появилась и развивалась вместе со становлением музыки как искусства. Современные цифровые технологии предоставили аранжировщикам новые инструменты, а также методики и способы работы с аранжировкой, но они не изменяют сущность самого процесса аранжировки.

Такие виды работ, как обработка вокала, сведение треков и мастеринг появились только с изобретением звукозаписи. Естественно, вся обработка была аналоговой – для сведения разных источников использовались микшерские пульты и различное оборудование для обработки сигналов, а осуществлялась вся эта обработка непосредственно в ходе записи композиции, т.е. режиме реального времени. Любые ошибки приводили к необходимости повторения всего процесса записи заново, поскольку любая аналоговая перезапись – это потеря качества. Существенный прогресс наступил с внедрением многоканальной записи, что позволило существенно расширить методы и способы обработки. Однако настоящая революция свершилась с внедрением цифровых технологий. Исчезла проблема перезаписи, появилась возможность использования практически неограниченного числа каналов (треков). Первоначально использовались цифровые аналоги существующего оборудования, но в последствии стали появляться принципиально новые методы и способы обработки, и они продолжают совершенствоваться. И здесь кроется одна из проблем. Восторженные почитатели современных технологий все чаще считают, что творения даже посредственных исполнителей с помощью современных технологий можно превратить в мировые хиты! Но это вовсе не так – талант, умения и упорную работу над собой никакие технологии пока заменить не могут.

Вторая проблема связана с непониманием того, что по мере продвижения по этапам создания композиции от её создания автором, до мастеринга итоговой композиции, пространство возможных решений резко сужается. Рассмотрим некоторые примеры.

Автор, сочиняя свою песню, вполне естественно работает в рамках определённого стиля, например, поп. Может ли аранжировщик сделать аранжировку в стиле рок? Формально может, но ему придётся сначала убедить в этом автора. Но предположим, что аранжировщик сделал аранжировку в соответствии с пожеланиями автора, был записан вокал, а звукорежиссёр на этапе сведения вдруг решил руководствоваться канонами рока. Формально это возможно, но вряд ли из этого получится что-то хорошее…

На этапе сведения выясняется, что какой-то инструментальный трек (или треки) плохо вписывается в композицию или наоборот – желательно добавить определённую партию. Если есть возможность обратиться к аранжировщику, то эту проблему можно решить достаточно просто. В противном случае звукорежиссёр должен будет решать проблему своими средствами, которые не столь эффективны. Вот почему профессионалы так не любят сводить вокал с минусовкой.

Важно также понимать, что на этапе мастеринга звукорежиссёр работает над композицией в целом (уже сведённой) и, меняя что-то одно, он меняет все!

Рассматриваемые виды работ являются не просто возможными видами обработки при создании музыкальной композиции, а логически выстроенной последовательностью этапов обработки музыкальной композиции. Причём каждый последующий этап основывается на результатах предшествующего, а возможность внесения изменений уменьшается.

Как правило, полный цикл работ выполняется в одной студии, поскольку в этом случае взаимодействие между исполнителями отдельных этапов работ хорошо отработано и, при необходимости, можно легко вернуться к предшествующим этапам.

Можно ли поручить выполнение отдельных работ разным студиям или специалистам? Естественно, можно! Но возникает ряд затруднений. Во-первых, у них будут отличающиеся взгляды на музыкальную композицию в целом, а также разные подходы и методы, используемые для обработки. Во-вторых, по выполнении работы передаются её результаты, а не проект в целом. Поэтому при необходимости что-либо исправить придётся повторно обращаться к соответствующему исполнителю работ, причём объяснять в чем конкретно состоит проблема придётся исполнителю, который её выявил. Таким образом, вам предстоит решать проблемы коммуникации, не будучи глубоко погруженным в специфику соответствующих работ. Также необходимо учитывать, что далеко не все исполнители имеют возможность хранить все материалы работ достаточно долго, а особенно таких разовых работ.

Современные цифровые звуковые рабочие станции (Digital Audio Workstation, DAW – электронные или компьютерные системы, предназначенные для записи, хранения, редактирования и воспроизведения цифрового звука) позволяют выполнить законченный цикл работ по созданию музыкальных композиций. Естественно, появились и специалисты, могущие выполнить весь комплекс работ. Чаще всего это аранжировщики, освоившие профессию звукорежиссёра (обратное просто сложнее). У таких специалистов есть преимущество – из-за возможности целостного восприятия всего проекта они могут не отвлекаться на отдельные промежуточные стадии, обусловленные необходимостью передачи работ другим специалистам, и думать о конечном результате уже на начальных этапах работ. Студия Миши Комарова работает именно так.

Готовая композиция (сведённая с голосом) и сведённая минусовка передаются заказчику в формате wav (стерео) 16 bit/44.1 kHz. Дополнительно я могу предоставить материалы в формате mp3 с битрейтом 320 кбит/с. По запросу заказчика я могу предоставить и мультитрек (все треки песни без обработки) в формате wav 24 bit/44.1 kHz. Поскольку файлы имеют значительный объём, их передача осуществляется с помощью облачных сервисов, например Яндекс.Диск.

Наверх