Современная аранжировка создаёт инструментальный мультитрек. На этапе записи к нему добавляются вокальные и «живые» инструментальные треки. Записанные треки подвергаются редактированию и обработке, в частности вокальные треки подвергаются тюнингу. Все погрешности и ошибки лучше исправить на начальной стадии, чем бороться с ними, когда они проявятся позднее.
Практически на данной стадии мы получили композицию, которая имеет все необходимые компоненты. Но при этом есть одно небольшое обстоятельство, которое порождает множество проблем – это все ещё мультитрек, который не подходит ни для последующего распространения, ни для воспроизведения слушателями. Основной задачей сведения треков и является получение единого трека композиции, пригодного для дальнейшего применения.
На сегодняшний день существует большое множество средств и инструментов для работы с треками на этапе сведения. С одной стороны это расширяет возможности звукорежиссёра, а с другой – усложняет выбор способов достижения поставленных целей. Дело в том, что многие средства и инструменты, имеющие разные механизмы воздействия на треки, приводят к сходным эффектам слухового восприятия, а слушатели оценивают не технику сведения, а музыкальную композицию. Поэтому звукорежиссёр должен уметь слушать и иметь возможность слышать!
Слушать – это квалификация и талант звукорежиссёра, а слышать – это качественный мониторинг всего процесса сведения. Причём «я воспользуюсь своими супернаушниками» здесь не проходит. Необходимо использование профессиональных мониторов, вносящих в звуковую картину минимум искажений. Причём помимо мониторов необходимы и наушники для проверки чистоты звука, поскольку они изолируют от внешних шумов и хорошо подчёркивают детали.
Как же всё-таки оценить качество создаваемой фонограммы? К сожалению, таких измерительных приборов, которые могли бы объективно оценить качество фонограммы не существует. Поскольку выполнять работы без возможности оценивать качество получаемых результатов довольно бесперспективное занятие, профессиональное сообщество разработало множество протоколов, стандартизирующих критерии субъективной оценки качества фонограмм – AES20-1996, IEC 268-5 и др.
В этих протоколах имеется разное число критериев и некоторые различия в самих критериях, но для сведения наиболее значимы следующие:
Основными стадиями сведения являются:
Многие звукорежиссёры предпочитают впредь до стадии построения пространства осуществлять все работы по сведению в моно режиме. Если в моно режиме звучание инструментов хорошо сбалансировано, то в стерео оно только выиграет. При работе в стерео можно легко упустить частотные и громкостные конфликты среди инструментов.
Исторически эквалайзер был создан как устройство, позволяющее избирательно корректировать амплитуду сигнала в зависимости от частотных характеристик сигнала, и использовался для компенсации несовершенства микрофонов и звуковоспроизводящей аппаратуры, в том числе и колонок. Процесс обработки звукового сигнала посредством эквалайзера и называется эквализацией (Equalization).
Эквалайзеры помогают обозначить различия между инструментами, а также улучшают звуковой баланс композиции. Из-за ограниченности частотного диапазона каждый инструмент должен располагать своей частотной нишей, чтобы, сочетаясь с прочими инструментами, он стал частью целостного звукового спектра.
Сведение обычно начинают с группы ударных. Объясняется это тем, что ударные инструменты составляют значительную часть частотного диапазона, начиная с бочки, заканчивая тарелками и перкуссией. Настроив правильно все ударные инструменты, с остальными разобраться будет гораздо легче и проще. Далее обычно переходят к басу и вокалу, а затем к гармоническим и вспомогательным мелодическим партиям.
Но эквалайзер применяется не всегда, поскольку его применение на одном треке может повлиять на другие. Поднятие какой-либо частотной области одного инструмента часто потребует понижения громкости или вырезания такой же области у другого инструмента. Поскольку вокал «дело тонкое», чтобы подчеркнуть вокал, можно слегка прибрать «вокальные» частоты у других инструментов, вместо того чтобы обрабатывать вокал эквалайзером.
Эквализация также может быть использована и для построения пространства микса, а в случае с вокалом – средством, указывающим местоположение вокалиста в пространстве микса. Для учёта таких стилевых особенностей с помощью эквалайзера можно приблизить вокалиста к зрителю (слушателю) за счёт подъёма верхних и нижних частот или «утопить» его в инструментальное сопровождение за счёт прямо противоположных действий.
Подводя итог можно утверждать, что эквализация не только средство устранения спектральных конфликтов микса, но и средство выстраивания пространственной среды микса, а также создания стилевой окраски. И опять-таки – её использование не столько технический приём, сколько творческий.
После эквализации обычно осуществляется динамическая обработка. Причём, чтобы не порождать догадки, сразу же оговоримся: динамика – это об соотношении громкостей (разница между самым громким и самым тихим звуком называется динамическим диапазоном).
Основным инструментом динамической обработки является компрессор. Компрессия аудио или сжатие аудио – это процесс уменьшения динамического диапазона сигнала. Компрессор сжимает динамический диапазон, устраняя слышимую разницу между громкими и тихими частями, и сигнал приобретает более ровное звучание. Компрессор также способен дополнительно увеличить или уменьшить общий уровень сжатых частей, что помогает вывести сигнал на нужную для микса громкость. Однако необходимо помнить, что цель применения компрессора – улучшить естественную музыкальную динамику сигнала, а не уровнять или сделать его громче.
Существует множество реализаций компрессоров и способов их применения. Небольшая, «естественная» компрессия сохраняет характер треков и служит своей прямой цели – сглаживанию пиков. Сильная и заметная компрессия служит для изменения характера звучания трека.
Компрессор повышает общий уровень сигнала, не допуская искажений в самых громких его частях. В это же время с помощью компрессии можно подтянуть самые тихие звуки – компрессор сделает их громче, чище и гораздо заметнее. Естественно, если на низких уровнях есть шумы, то компрессия сделает громкими и их, и это необходимо учитывать.
Главным предназначением устройств динамической обработки сигналов является заключение треков с более высоким уровнем сигналов в ограниченный динамический объем композиции и очищение звучания от посторонних шумов.
В настоящее время компрессию используют очень активно, так как обычные слушатели воспринимают более громкий звук как более качественный, хотя фактически динамика у него хуже. По сути, это наследие «гонки за громкостью» последнего времени. Можно ли в этой гонке не участвовать? Можно, но ваша композиция будет проигрывать на фоне других.
Музыкальный баланс – это идеальное соотношение уровней всех инструментов музыкальной композиции включая вокал. От музыкального баланса зависит прозрачность композиции. Необходимо также иметь в виду, что музыкальный баланс – это не только баланс между инструментами, но и баланс между частями композиции. Например, переходы между куплетами и припевами.
При работе над музыкальным балансом необходимо понимать функцию каждой партии композиции. Все партии в аранжировке можно разделить на пять категорий:
Если в аранжировке не определить основные партии и их роли в создании образа композиции, то есть риск разрушить этот образ.
Для того, чтобы композиция воспринималась наиболее выразительно, ярко и красиво, обычно используется разделение микса на три плана.
Передний план. На переднем плане, как правило, располагаются самые ответственные в аранжировке инструменты: бочка (kick), бас, lead-синтезаторы, вокал, некоторые важные для аранжировки ударные элементы (snare, clap, tom), и некоторые инструменты, выражающие основную идею композиции.
Средний план. Менее заметные, но важные в миксе инструменты. Этих инструментов обычно больше всего в миксе, но они не столь важны, чтобы их выводить на передний план. Однако и позволить им затеряться на заднем (фоновом) плане нельзя, поскольку их роль в композиции будет утрачена.
Задний (фоновый) план. Как правило, здесь располагаются все инструменты и эффекты, которые создают атмосферное настроение композиции.
При выстраивании музыкального пространства нельзя забывать о прозрачности и плотности композиции. Если чётко определиться с ролью какого-либо инструмента не удаётся, то необходимо попробовать временно отключить соответствующий трек. Если при этом ощутимых изменений в композиции не происходит, то это кандидат на исключение из микса. Звукорежиссёр, как и скульптор, должен отсекать все лишнее. Но при этом не стоит забывать о необходимой плотности композиции.
Восприятие человеком музыки во многом обусловлено наличием его собственного слухового опыта. С самого рождения человек окружён множеством звуков, причём как прямых, так и отражённых, поскольку практически любая поверхность имеет отражающую способность. Таким образом, привычная нам звуковая картина насыщена отражениями, и, столкнувшись с их отсутствием, мы остро ощущаем неестественность происходящего.
Поэтому пространственная обработка при сведении очень важна как инструмент создания единого пространства для всех партий – как вокальных, так и инструментальных. Пространственные эффекты помогают «собрать» все звуки в естественную звуковую картину. И здесь опять есть особенность сведения вокала с минусом – выстроить необходимую пространственную картину в этом случае практически невозможно, поскольку у минуса уже есть своё пространство и изменить его не получится.
Основная задача звукорежиссёра при сведении, заключается в создании звукового пространства в композиции посредством перемещения различных инструментов и вокала на передний, средний или дальний план с помощью регулировки ширины стереобазы, панорамы, эквализации, а также эффектов реверберации и дилэя.
Примером правильной настройки пространства может служить композиция, в которой вы чётко слышите каждый инструмент и ясно представляете его положение относительно вас. Для достижения этого звукорежиссёр должен надлежащим образом выстроить стереокартину. Как и реальный мир, стереокартина имеет три измерения – высоту, ширину и глубину.
Высота. Высота определяет насколько большим является микс и как высоко он может звучать. Необходимая высота достигается через правильную настройку уровней и эквализацию.
Ширина. Ширина определяет условное расстояние между левым и правым каналами. Чем шире микс, тем больше в нем места для позиционирования треков аранжировки и тем свободнее расстояние между инструментами. Ширина микса может быть достигнута различными способами, но ключевым методом является правильное панорамирование.
Глубина. Глубина микса определяется используемыми эффектами временной задержки (реверберация, дилэй) для создания глубокой, объёмной картины.
В построении пространства композиции существует два подхода – имитация реального пространства или выстраивание искусственного.
Для создания реального пространства все музыканты размещаются в одном пространстве определённого размера, то есть алгоритмы реверберации и дилэя одинаковы для всех. Естественно, при этом необходимо учитывать стиль музыки. Так джазовая композиция в пространстве стадиона практически будет восприниматься как нонсенс.
Для многих современных стилей, в особенности синтетических, может быть выстроено особое, не похожее на реальные, пространство. В качестве примера можно привести композиции группы Space Дидье Маруани в стилях синтипоп, спейс-диско, спейс-рок или композиции Жан-Мишеля Андре Жарра в стилях электронная музыка, эмбиент, нью-эйдж и транс.