Всегда ли необходим мастеринг? Статьи | Студия Миши Комарова

Всегда ли необходим мастеринг

Мастеринг - инструменты для проверки и подготовки трека

Необходимо понимать, что в результате отгремевшей «войны громкостей» победила громкость: «Громче – значит лучше!». Любой современный слушатель обычно выбирает более громкий трек. Это объясняется просто. Наша способность воспринимать звуковые частоты зависит от уровня давления звука – чем больше это давление, тем больше высоких и низких частот мы воспринимаем. Музыку с большой громкостью легче услышать в шумной обстановке, например, в клубе, на танцполе, в машине или поезде и других местах. Кроме того, такая музыка субъективно (и объективно – из-за более высокого соотношения сигнал/шум) будет звучать лучше на аудиосистемах низкого качества. Эта особенность и привела к «войне громкостей»

Поэтому по мнению многих важнейшей задачей мастеринга является работа над максимальной громкостью по разным метрическим системам: RMS, LUFS, True Peak другим. Соответствие этим стандартам строго обязательно, если трек претендует на широкую ротацию. К примеру, вся музыка и иной звук, который можно услышать по телевизору или радио, лимитируется на уровне -23 LUFS или -1 True Peak – такие значение были установлены для того, чтобы пресекать так называемую «войну громкостей», которая часто приводит к клиппингу у слушателя и высокой нагрузке на вещательное оборудование радиостанций и стриминговых сервисов в Интернете.

Ещё одна задача, которую выполняет мастеринг, – это обеспечение хорошего звучания на любой акустической системе – вряд ли обычные слушатели используют профессиональные студийные мониторы.

Так что же такое мастеринг? Существует множество мнений и, как водится, все или, по крайней мере, большинство из них, не правильные. Так множество начинающих энтузиастов почему-то считает, что мастеринг – это некоторая «волшебная палочка» которая исправит все ошибки сведения и сделает трек хитом. Другие, «умудрённые музыкальные гуру» считают, что мастеринг – это подготовка трека к публикации, а если вы не собираетесь издавать альбом или сингл, то и мастеринг не нужен.

На самом деле правильный мастеринг ограничивается минимальной коррекцией частотной картины сведённого трека и умеренным изменением общего уровня его громкости, выполняемых с определённой целью. В качестве таких целей могут выступать следующие.

  • Трансляция на радио

    Жанровые особенности и аудитории у радиостанций разные (определяются форматом вещания) и, следовательно, разные требования к громкости. Одни ориентированы на громкий звук поскольку их слушатели часто находятся в шумных условиях, например автолюбители. Другие ориентированы на любителей джаза и для них важнее музыкальность и выразительность.

    Но в любом случае радиостанция стремится обеспечить равномерный по громкости эфир (слушателям вряд ли понравится постоянно регулировать громкость). И для обеспечения этого обычно используются автоматические лимитеры настроенные на требуемый уровень – для тихих композиций они повышают уровень, а для громких – снижают.

    Даже если ваш трек будет иметь идеальный мастеринг, никто не будет персонально под вас отключать или настраивать лимитеры. И чем сильнее будет расхождение установленного уровня громкости при мастеринге, тем более деструктивным будет воздействие лимитера.

    Поэтому, как это не парадоксально, в этом случае при мастеринге лучше не использовать лимитирования и не повышать уровень громкости. В любом случае громкость будет такой, какая принята на соответствующем радио, а искажений не будет или они будут минимальными.

  • Включение в сборник произведений разных артистов

    В этом случае ситуация схожа с радио, но, как правило, никакой автоматической обработки не используется и подход к обработке треков более серьёзный.

    Делать мастеринг, не зная подробных требований к трекам сборника, в этом случае – это нарваться на ситуацию, когда будет «отмастерено уже отмастеренное»! И, возможно, лучшим решением будет отдать просто сведённый трек.

  • Выпуск собственного альбома или сингла

    В этом случае вся ответственность за качество и звучание полностью лежит на вас. Но надо иметь в виду, что при подготовке альбома необходимо отдавать на мастеринг не по одному треку по мере их готовности, а все сразу с трек-листом альбома для учёта переходов между ними.

  • Электронный релиз

    Планируя разместить свою композицию на каком-либо музыкальном интернет-портале, естественно, необходимо узнать соответствующие требования и сообщить их специалисту, который будет заниматься мастерингом (или, по крайней мере, сообщить на каком именно портале будет размещаться композиция).

    И всё бы было хорошо, если бы не одна особенность музыкальных порталов: большинство их пользователей слушают музыку не тщательно подобранными наборами или альбомами, а плейлистами, которые они составляют сами! И в этих плейлистах соседствуют рок и транс, поп и классика, хип-хоп и романсы. Человеческие вкусы и пристрастия не постижимы и предугадать в каком окружении окажется ваша композиция невозможно. И поэтому «лёгкий» мастеринг, без особого фанатизма, возможно лучшее решение в этом случае.

  • Трансляция на площадках

    При использовании композиции для воспроизведения композиции на различных площадках (концертный зал, дискотека, танцпол и т.п.) по мнению профессионалов не стоит бороться за уровень громкости, а тем более использовать лимитирование. На серьёзных мероприятиях, как правило, имеются опытные звукорежиссёры, которые заранее знакомятся с используемыми композициями и в состоянии для каждой установить необходимый уровень громкости.

    Но надо учитывать, что в большинстве случаев для защиты акустических систем в оборудовании площадок устанавливаются специальные лимитеры, а зачастую на мастер-выходах пультов используют компрессоры и лимитеры для «улучшения» звука. И вполне возможна ситуация, когда ваша композиция, доведённая мастерингом до максимально возможного уровня громкости, будет воспринята этим оборудованием как один большой пик и обрезана «по самое не могу»! Ни о какой чистоте и прозрачности звучания в этой ситуации не стоит и надеяться. Что тут можно сказать? Не усердствуйте!

  • Исполнение песни с использованием минусовки

    Если вы планируете выступать под минусовку (вокальная партия исполняется вами «живьём», а сопровождение воспроизводится с носителя), то в идеале минус не должен быть обработан лимитером. Дело в том, что «живой» голос очень плохо складывается с «передушенным» лимитерами минусом. Он не «погружается» в музыкальное сопровождение, а звучит где-то «рядом».

    Поэтому лучше сделать минусовку несжатой, тогда звукорежиссёру будет проще подогнать ваш голос под общее звучание.

С чего начинается мастеринг? С тщательной проверки и контроля исходного сведённого микса. Необходимо проверить спектральный и музыкальный балансы, корректность построения пространства, а также прозрачность и плотность микса. Дело в том, что на этапе сведения работа осуществляется над мультитреком, а при мастеринге над уже сведённым треком. Меняя что-то одно, в этом случае вы меняете все! Также необходимо чётко определиться с целями мастеринга.

Мастеринг - инструменты для анализа

Для проведения работ по мастерингу необходимы:

  • Правильно акустически оформленное помещение
  • Несколько комплектов мониторной акустики
  • Надлежащий инструментарий
  • Правильно тренированные уши

При чем тут уши?!

Начинающие звукорежиссёры (а иногда и не очень начинающие) зачастую, начитавшись статей и руководств, внимательно всматриваются в сигналограммы и спектрограммы, подбирают всевозможные параметры и настройки, борются за каждую десятую децибела, и удивляются почему ничего не взлетает? И причин этого несколько, но большинство из них связано с особенностями слухового восприятия человека.

Мастеринг - кривые равной громкости

Самое очевидное – слушатели не смотрят на сигналограммы и спектрограммы, многие даже могут не знать, что такое децибелы, а уж прочие технические подробности уж тем более вряд ли им известны. Представляете – они просто слушают музыку! А, следовательно, если «по приборам» все нормально, это ещё не означает, что слушатели будут воспринимать ваш трек как хит.

Добиваясь спектрального баланса многие считают, что нужно иметь сопоставимые уровни во всём рабочем диапазоне частот. А ведь кривые равной громкости Флетчера-Мэнсона, отражающие особенности слуха человека в зависимости от высоты тона, давно известны. Поэтому не стоит удивляться, что, добившись спектрального баланса «по приборам», на слух баланс может оказаться далёким от идеала.

И такие примеры зависимости результата от психофизиологических особенностей человеческого слуха можно множить и множить. Существует ли оборудование и инструментарий, которые могли бы учесть эти особенности? Не все и не всегда, но существуют, если забыть о стоимости. Поэтому тренированные уши специалиста остаются самым эффективным инструментом.

Если подвести краткие итоги, то

  • Не существует универсального мастеринга. Мастеринг должен ориентироваться на цели дальнейшего использования трека.
  • Мастеринг не исправляет ошибки сведения. Это скорее «полировка» полученного результата, а не его доработка.
  • В современных условиях достижение максимальной громкости трека при мастеринге может привести к конфликтам с оборудованием, используемым при воспроизведении трека.
  • При мастеринге должны учитываться психофизиологические особенности слуха человека. Само по себе достижение каких-либо технических показателей не гарантирует качество трека при слуховом восприятии.
Наверх